«Есть закон, а есть здравый смысл», — говорит читатель 4PDA, комментируя удаление с нашего форума тематических веток, связанных с Telegram. Действительно, в бесконечной череде новостей про блокировки и суды трудно понять, какой в итоге правовой статус у проекта Павла Дурова. Он под запретом или нет? Законно ли им пользоваться? Настало время окончательно прояснить ситуацию. И в этом нам помогут опытные юристы.

Заблокирован или нет?

Вторая волна обсуждения опального мессенджера началась с предельно странной новости. Оказывается, решение о блокировке Telegram должно было вступить в силу 15 мая, но этому помешала апелляция ответчика. Общественность впала в ступор: разве Роскомнадзор не начал блокировать мессенджер через три дня после постановления суда? Это должно было произойти только 15 мая? А раз так, почему сервис всё ещё запрещён, если решение суда не вступило в силу?

Получается, что мессенджер работает, но заблокирован, но должен был быть заблокирован только 15 мая, но не будет, потому что судебный процесс прошёл с нарушениями, и пока эти нарушения не устранят, вступать в силу указ не должен. Вам уже плохо? Потерпите, сейчас будет ещё больнее.

Нюанс в том, что «вступление решения суда в законную силу» и «исполнение решения суда» — это две разные процедуры. Первую должны были исполнить 15 мая, но не удалось — по причине апелляции юристов Дурова. Вторая благополучно запущена Роскомнадзором с 16 апреля, когда мессенджер начали блокировать по всей стране. Хотя закон в силу так и не вступил, суд постановил исполнить указ о блокировке немедленно, что Роскомнадзор и сделал. Как ни странно, с юридической точки зрения — противоречия здесь нет:

«Решение суда, как правило, действительно подлежит исполнению лишь после вступления в законную силу. Это происходит, если истёк срок на подачу апелляционной жалобы, которая так и не была подана. В случае же с Telegram апелляционная жалоба была подана в срок, поэтому решение действительно не вступило в законную силу.

Однако закон позволяет немедленное исполнение решения суда до вступления его в законную силу, но эта мера должна быть обоснованной», — поясняет Виктор Горский-Мочалов, юрист фирмы Claims и ведущий телеграм-канала LawRead.

Ок, Telegram заблокирован. Что теперь можно и что нельзя?

Однако вопросы по поводу самой нашумевшей сети всё равно остаются. Главный звучит так: можно ли пользоваться мессенджером обычному человеку? Грубо говоря, если полицейский вас остановит и найдёт в смартфоне иконку бумажного самолёта, чем это грозит? Как отмечает Горский-Мочалов, патрульный в принципе не имеет права просто так останавливать вас и досматривать телефон — для этого должны быть основания. А вот с правовым статусом мессенджера сложнее. Алексей Шаталов, руководитель компании «IT-Юрист», прокомментировал ситуацию так:

Заблокировать мессенджер по конкретному IP-адресу невозможно, а наказывать конечных лиц за использование сервиса — совершенно нереализуемая процедура.

Получается, Telegram хоть и вне закона, но пользоваться им можно, — похоже на ситуацию с запрещёнными препаратами, за употребление которых предусмотрена лишь административная ответственность. Увы, на этом параллели с веществами не заканчиваются — основные оградительные меры установлены не вокруг употребления, а вокруг «распространения».

«Дело в том, что решение суда обязало Роскомнадзор и “иные лица” прекратить создание технических условий для функционирования сервиса. Под “создание условий” можно подвести абсолютно всё — и поисковую выдачу, и ссылку на клиент. Однако саму работоспособность Telegram напрямую обеспечивают не ссылка или клиент, и эта неопределенность вызывает массу вопросов. Столь обобщённая формулировка в решении служит единственной цели — любыми способами ограничить функционирование мессенджера как таковое», — уточняет Алексей Шаталов.

Например, если некто выложит ссылку на скачивание клиента Telegram у себя на странице, он может получить по шапке от регулятора, хотя это будет крайне спорное наказание.

«В Решении Таганского районного суда от 13 апреля 2018 года устанавливается ограничение доступа к информационным системам и (или) программам, предназначенным для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений, функционирование которых обеспечивается Telegram. Да, ссылка на страницу скачивания это функционирование не обеспечивает. Но теоретически доступ к странице в соцсети или личному блогу могут ограничить под предлогом, что “создаются условия” для функционирования Telegram.

Такие действия, на мой взгляд, неправомерны, поскольку по ссылке предоставляется доступ к мессенджеру, а не создаются технические условия его функционирования, о которых и говорится в решении суда. Однако нельзя отрицать вероятность блокировки страницы по формальным признакам, учитывая существующие реалии применения блокировок в РФ», — говорит Алексей Шаталов.

В отношении сайтов политика ещё жёстче. Если простой обыватель столкнётся с ограничениями скорее в теории, то владелец сайта, на котором размещены ссылки на клиент Telegram, с Роскомнадзором познакомится почти обязательно. И это будет односторонний диалог, ведь оспаривать решение регулятора — дело, мягко говоря, неблагодарное.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введите комментарий
Пожалуйста введите имя